Тарасов Андрей Анатольевич
Тарасов Андрей Анатольевич – генеральный директор АО «НПП «Рубин» (2019-2024)
1. Когда вы выбирали, кем стать и где учиться, что было во главе угла? Какие факторы и события определили выбор?
При выборе университета и факультета у меня уже была чёткая мотивация, основанная на понимании того, что для реализации в профессиональном смысле прежде всего нужна сильная теоретическая база. Очевидно, что Пензенский государственный университет и его структуры (в том числе, бывший завод-втуз) был и остаётся не просто ведущими научно-образовательными центрами на региональном уровне, в них сформированы научные школы, получившие мировое признание. В целом, университет обладает значительным научно-исследовательским и инновационным потенциалом, играет системообразующую роль в социально-экономическом и культурном развитии Поволжья, широко вовлечён в международное образовательное и научное пространство.
Факультет «Экономика и управление на предприятиях машиностроения» казался – и оказался в реальности – удачным выбором между жизненной прагматикой и интересом к фундаментальному знанию. Предлагаемая специальность (экономист-менеджер) представлялась вполне перспективной, дающей полноценные и разносторонние знания, которые можно применить не только в сфере бизнеса, но и на государственной службе, в области машиностроения и в смежных отраслях.
2. Помните, «от сессии до сессии».... Какие моменты студенческой жизни вспоминаете чаще всего?
Приятных воспоминаний множество – это прежде всего непередаваемое ощущение радости от приобщения к пространству фундаментальной и прикладной науки; от возможных дорог в жизни, открываемых с помощью получаемых знаний. Навсегда запомнилась защита диплома, тема которого была связана со снижением операционных затрат на предприятии. Подготовка выпускной работы во многом способствовала формированию навыков, которые пригодились впоследствии при написании и защите кандидатской диссертации в Пензенском государственном университете.
Масса положительных воспоминаний связана со спортивными секциями на базе вуза, я довольно много времени уделял теннису. Конечно, запомнилась культурно-развлекательная жизнь вуза: различные конкурсы, праздники, выезды на природу всей группой. Поэтому здесь можно согласиться с автором песни упомянутой в вопросе «От сессии до сессии» Владленом Бахновым, который завершил её простыми и верными словами «студенчество – счастливая пора».
3. Касаемо современной молодежи. Какая она, на ваш взгляд?
Я не разделяю мнения некоторых о том, что наша молодежь хуже предыдущих поколений. Конечно, это распространенный подход, но совсем не новый. Еще в V веке до н.э. Сократ говорил: «наша молодёжь любит роскошь, она дурно воспитана, она насмехается над начальством и нисколько не уважает стариков. Попросту говоря, они очень плохие». Тем не менее со времен древнегреческого мыслителя научный, технический и гуманистический прогресс продолжился, не остановится он и в XXI веке.
Просто современному поколению непривычно, например, проводить много времени в библиотеках или за книгой, как это делали мы. Но им дано другое. Я много общаюсь с молодыми специалистами при решении сложнейших вопросов в производственной деятельности и могу сказать, в них развит ряд качеств, о которых старшие поколения могут только мечтать. Например, они могут очень быстро схватывать суть сложных вопросов.
В некоторых ситуациях их «быстродействие», как у хорошего компьютера, значительно выше, чем у их предшественников. Кроме того, еще одной удивительной чертой современной молодёжи является способность предельно сконцентрироваться в условиях аврала. В этом плане они являются последовательными продолжателями одной из главных национальных традиций: «Если что-то может быть не сделано, оно не будет сделано ни при каких обстоятельствах. Но если что-либо должно быть сделано, это будет сделано любой ценой».
4. Институт наставничества, как вам кажется, актуален в современной жизни?
Необходимость внедрения системы наставничества особенно очевидна для организаций с богатой историей, какой обладает АО «НПП «Рубин» (основано в 1953 году). Связь поколений обеспечивает сохранение традиций и ценностей, выдержавших проверку временем. И хотя институт наставничества не является новым (еще Д. Майстер характеризовал его как инвестицию в долгосрочное развитие организации, в ее «здоровье»), именно сегодня он находит новые актуальные грани, становясь неотъемлемой частью корпоративной культуры. С одной стороны, наставничество способствует наиболее полному раскрытию потенциала начинающего сотрудника, с другой – обеспечивает представление интересов компании через опытного представителя.
В целом институт наставничества является одним из составляющих единого процесса развития кадрового потенциала, который недостаточно закрепить несколькими локальными актами. Это многосторонний и непрерывный процесс, касающийся выявления явных или скрытых возможностей и способностей каждого работника к эффективной деятельности и адаптации к условиям современного предприятия. Мы осознаем, что только такой подход приводит к устойчивому развитию в долгосрочной перспективе.
5. На своем опыте можете утверждать, что грамотный выпускник вуза может стать хорошим специалистом в любой отрасли? Не важно, чему учился, жизнь научит. Это к вопросу о трудоустройстве строго по специальности…
Трудоустройство после окончания вуза всегда связано с совокупностью вопросов: об условиях работодателя, о коллективе, о собственном профессиональном уровне и предназначении. Уверен, что сегодня человек может позволить себе не замыкаться в одной отрасли, если не чувствует себя в ней комфортно. Современный мир предоставляет достаточно возможностей для наиболее полной реализации дарованных и приобретенных способностей. Вполне возможно, что выпускник не найдет достойное место работы с первой попытки. Это будет зависеть и от его работоспособности, но и во многом от удачи. Следует искать и пробовать, рассчитывать на то, что образование, которое сегодня дает высшая школа вообще и особенно Пензенский государственный университет, как раз поможет найти себя и самореализоваться.
Что же касается предположения о том, что жизнь может научить всему, – не вполне с этим согласен. Для того чтобы стать профессионалом в своей сфере, необходима сильная теоретическая база. С другой стороны и академические знания без практики бесплодны. Не зря Гёте отмечал: «теория суха, но зеленеет жизни древо…».
Современная система образования (разделение на бакалавриат и магистратуру, предложения дополнительного обучения по широкому спектру программ) предоставляет возможность для маневра обучающемуся. Учиться можно разному, и нужно делать это не только в молодые годы. Не стоит воспринимать первый свой диплом как последний и окончательный документ об образовании. Как отметил Д. Уильямс «Учёба – это сама жизнь, а не средство достичь некой житейской цели».
6. Какие пять главных правил вы вывели для себя, которые позволят а) с легкостью влиться в коллектив и б) стать хорошим руководителем?
На мой взгляд, единого каталога правил для успешного руководства коллективом не существует. Важно учитывать своеобразие конкретного предприятия, специфику отрасли, экономической ситуации и многих других факторов. Прежде всего, я бы отметил обязанность руководителя не перелагать ответственность на других.
Мне в этой связи вспоминается факт из жизни великого русского конструктора С.П. Королева при подготовке к запуску на Луну межпланетной станции. В то время среди учёных господствовала гипотеза астронома Т. Голда о том, что лунная поверхность покрыта толстым слоем пыли из-за микрометеоритной бомбардировки. Соответственно существовала опасность того, что межпланетная станция просто утонет после прилунения, не выполнив свои научные задачи. Однако Королёв придерживался другой гипотезы о том, что поверхность Луны – твёрдая, и предлагал, исходя из этого, планировать алгоритмы запуска. На одном из совещаний коллеги конструктора стали возражать: «А если там пыль? Никто не возьмет на себя смелость однозначно утверждать о плотности грунта на Луне и подписаться под этим!». Королев сказал: «Ах, вот чего вам не хватает... Взял блокнот и крупным почерком написал: «Луна – твёрдая». А затем поставил подпись.
Помимо важного правила брать на себя ответственность в ключевые моменты, я бы отметил важность для руководителя последовательности в принятии решений, индивидуального подхода к каждому работнику, привязанности к родному предприятию.
7. По Вашему мнению, какие важные качества должны быть у потенциальных работников? Что спрашиваете в первую очередь на собеседовании?
Основными качествами для потенциального работника остаются профессионализм, умение достигать результат с наилучшим качеством, честность, порядочность целеустремленность.
В то же время, сегодня всё больше становятся актуальными такие навыки работника, которые принято называть «soft skills», а именно: осознанность, открытость новому опыту, эмпатия, трудовая этика, менталитет роста.
Представляется, что крайне важны коммуникативные качества и эмоциональный интеллект. К первым относятся связанная конструктивная речь, четкое изложение мыслей, хорошие навыки делового письма и т.п. То, что касается эмоционального интеллекта, то он проявляется в реальном взаимодействии с коллегами, клиентами, с руководителем: это способность самоуправления, чувство такта и адекватная реакция.
8. Как смотрите на принцип «где родился, там и пригодился».
Каждый человек решает для себя уехать ли в другой регион России или за границу. Мое глубокое убеждение, что с решением о переезде спешить не стоит. Профессиональная реализация сама по себе трудоемкий процесс. И её осуществление вдали от родного региона осложняется, помимо прочего, еще и бытовыми, семейными личными аспектами, ведь дома у тебя остаются родственники и друзья.
В то же время, если переезд будет способствовать карьерному и профессиональному росту – то почему нет? Все-таки, я считаю, что любой человек прежде всего определяется профессией.
9. Какой совет вы могли бы дать студентам и выпускникам о том, как найти свое место в жизни?
Убежден, что поиск своего места в жизни определяется рядом кардинальных шагов, первым из которых является выбор вуза. При этом нужно гнаться не за модой, а за качеством. Поэтому выбирать, конечно, нужно фундаментальное образование, которое проверено не одним десятилетием. Такие вузы есть в нашем регионе, среди них первый и по времени, и по статусу – Пензенский государственный университет.
Я бы хотел пожелать студентам и выпускникам Пензенского государственного университета быть идеалистами в постановке цели и прагматиками в ее достижении. Всегда быть проактивными – многое зависит от них самих, от того, сколько усилий и времени они готовы отдавать делу.
Дата обновления: 18.04.2024 08:39