Подобед Владимир Николаевич






Подобед Владимир Николаевич - Председатель Пензенской областной торгово-промышленной палаты

 

- Когда Вы выбирали, кем стать и где учиться, что было во главе угла? Какие факторы и события определили выбор?

- Выбор профессии был сделан еще раньше при поступлении в Смоленский техникум электронных приборов. Профессия инженер в сфере радиоэлектроники тогда была одной из самых престижных и конкурс при поступлении составлял 13 человек на место в Смоленске и почти столько же в Пензенском политехническом.

- Помните, «от сессии до сессии»… Какие моменты студенческой жизни вспоминаете чаще всего?

- Кто же не помнит свои лучшие годы жизни? В студенческие годы в летнее время выезжали в стройотряды… КВНы, весенние вечера, конкурсы самодеятельности, спорт, первые симпатии, первая любовь... Все было как у всех. Учился всегда хорошо, скорее даже отлично. И в Смоленске,  и в Пензе проблем с успеваемостью не было никогда.

Мы учились в политехническом по вечерне-заочной форме обучения. В этом были и свои плюсы, и отдельные минусы. Поскольку мы уже давно определились, что нам надо, было учиться легче и проще на основе образования, полученного в техникуме и производственного опыта на работе. Иногда преподаватели использовали это наглядно-показательно на экзаменах. Первыми сдавала половина нашей группы, чтобы показать студентам дневных отделений, как надо знать предмет, а затем уже принимали у дневного отделения.  В принципе, я не вижу в этом ничего плохого и зазорного. Это хороший воспитательный момент.

Кроме того, на  старших курсах мы выполняли серьезные  практические работы: изготавливали  радиоаппаратуру для летательной техники – авиационной и космической. Мы проводили не только разработку, но и изготовление приборов, а также технические испытания, готовили полный комплект документации и сдавали готовый образец. Это успешный результат совместной работы четырех студентов, уже работавших инженерами в НИИ и на производстве.

- Касаемо современной молодежи. Какая она, на ваш взгляд?

- Современная молодежь! Какая она? Великолепная! Умная, продвинутая в современных сферах. Она ощущает дух времени значительно лучше и быстрее, нежели старшие. А о том, что она не та, ворчали еще с древних времен, но мир живет и развивается. Отношение к молодежи у меня только положительное.

- Институт наставничества, как Вам кажется, актуален в современной жизни?

- Наставничество актуально во все времена, и хорошо, что оно возвращается. Взаимная работа старшего и младшего поколения обогащает обе стороны. Старшее – современными знаниями. Молодое – бесценным опытом.

Приведу пример. В начале 90-х годов, когда выпускники были нигде никому не нужны, на завод «Пензтекстильмаш» мы взяли около 30 молодых ребят – выпускников политехнического. Собрали в кабинете директора и предложили: выбирайте сами, куда хотите. На заводе были нужны литейщики, конструктора, технологи, энергетики. Через три года основная часть этих ребят стала руководителями подразделений и сразу подвинула «незаменимых». И наших поставили на место, и ребята увидели свою востребованность, потому что работа  хорошо оплачивалась.

- На своем опыте Вы можете утверждать, что грамотный выпускник ВУЗа может стать хорошим специалистом в любой отрасли? Не важно, чему учился, жизнь научит. Это к вопросу о трудоустройстве строго по специальности…

- Насчет  любой отрасли не знаю – это сложно. Но в технических отраслях, где формируется экономика, у выпускников технических вузов, на мой взгляд, большое преимущество в том, что технарей всегда учат более системно. Им проще, они осваивают многие базовые знания. Им легче адаптироваться. Не хочу никого обидеть, но, по моему мнению, переучить «технаря» на экономиста или юриста по ходу работы можно. Много сложнее переучить наоборот, если вообще это возможно.

Мне довелось работать в сельском хозяйстве руководителем крупного агропромышленного объединения. Успех в профессии может получиться не только в узконаправленной сфере, но и на стыке двух отраслей. Невозможно быть хорошим руководителем, расти по служебной лестнице, если не знать экономику, не знать основ управления.

Хорошо, когда у человека получается по профессии. Понятно, что не отправишь выпускника технического вуза в медицину, стоматологию и так далее, и ни к чему это. Но во многих смежных отраслях очень даже хорошо может получиться.

Я бы еще сказал так: хороший специалист в своей отрасли состоится, если не остановится в обучении. А оно  - дополнительное или самообразование – нужно постоянно по жизни.  Грамотный выпускник – это  не просто отличник, который знает предмет «от а до я», а понимает в целом, в какой мере его применить в отрасли. Так что трудоустройство строго по специальности желательно, но не обязательно.

- Какие главные правила Вы вывели для себя, которые позволяя: а) с легкостью влиться в коллектив и б) стать хорошим руководителем?

- Для того, чтобы влиться в коллектив, нужно, прежде всего, быть человеком, ответственно относиться к своему делу, с уважением относиться к коллегам.
А руководителю нужно быть специалистом в своей отрасли, уметь работать с людьми. Это не лозунг. Процесс принятия решения - это непростое дело и рабочий день руководителя не заканчивается рабочим временем.

Чтобы быть успешным руководителем надо знать многое: и технику, и технологию, и экономику, и современные тенденции развития,  и, что очень важно по нынешним временам, исследования рынка, реализацию продукции и многое другое. И что немаловажно в нынешнее время, должны быть нормальные взаимоотношения руководителя с собственником. Это не пустые слова, а это одна из немаловажных проблем.

- По Вашему мнению, какие важные качества должны быть у потенциальных работников? Что спрашиваете, в первую очередь, на собеседовании?

- Прежде всего, знание предмета, отношение к делу. Немалую роль играют рекомендации. Но по большому счету, всякое бывало. Человек растерялся на собеседовании, а потом из него получается хороший работник. А другой соловьем поет – все знает, все умеет. Было и такое, что через две недели без сожаления расставались, когда видишь, что у него совсем не те качества, которые нужны в работе.

Есть такая хорошая форма – испытательный срок, когда становится ясно, подходят ли работа и работник.  Но выпускники пензенских вузов, кто у нас трудоустраивались в торгово-промышленную палату, все прижились в хорошем смысле этого слова.

- Как смотрите на принцип «где родился, там и пригодился»?

- Считаю, что надо быть готовым работать везде, где потребуется. Есть такая поговорка: «Судьба согласных с ней ведет, а несогласных тащит». Из Смоленска у нас было 12 мест распределения: Москва, Зеленоград, Пенза, Тула, Новосибирск, Минск, Томск, Тюмень и другие. Более половины остались жить и работать по первому месту распределения.

- Какой совет Вы могли бы дать студентам и выпускникам о том, как найти свое место в жизни?

- За место в жизни надо потрудиться. Желаю удачи и успеха в этом важном и непростом деле.

Дата создания: 22.09.2020 09:20
Дата обновления: 22.09.2020 09:20