Александр Леонтьевич Секнин
«Оглядываясь в прошлое – сними шляпу; заглядывая в будущее –
засучи рукава»
Руководитель Управления Роскомнадзора по Республике Башкортостан,
член Ассоциации выпускников ПГУ Александр Леонтьевич Секнин отвечает
на вопросы о студенческой жизни, современной молодежи и о том, как найти свое место в жизни.
Для многих из нас университет является отправной точкой в становлении успешной карьеры. В стенах вуза мы получаем огромные багажи знаний и опыта, обретаем верных друзей, а кто-то и любовь всей своей жизни… Сохранить на долгие годы все полученное в альма-матер и призвана Ассоциация выпускников ПГУ.
Пензенский государственный университет гордится своими выпускниками, среди которых талантливые ученые, государственные деятели, руководители, бизнесмены. Сегодня у каждого своя жизнь, свои достижения и успехи. Но всех объединяет гордое имя выпускника Пензенского государственного университета.
Мы решили поинтересоваться у одного из членов Ассоциации о том, как изменилась его жизнь после университета.
1. Было ли для вас предложение вступить в Ассоциацию выпускников Пензенского государственного университета неожиданным, или все же ПГУ для вас до сих пор альма-матер?
Предложение вступить в Ассоциацию выпускников было приятной неожиданностью. ПГУ до сих пор является для меня родным вузом и отрадно то, что университет не теряет связь с выпускниками.
2. Когда вы выбирали, кем стать и где учиться, что было во главе угла? Какие факторы и события определили выбор?
Я родом из г. Никольска Пензенской области. После окончания многопрофильной гимназии № 4 г. Никольска (ныне средняя школа № 4) в выборе вуза вопрос не стоял – я хотел получить высшее образование в ПГУ.
ПГУ бесспорно являлся и является самым крупным и лучшим вузом области. Высокий уровень организации обучения, отдыха и быта студентов сыграли важную роль. Кроме того, в разные годы мои папа и сестра получили высшее профессиональное образование в стенах ПГУ, который оставил в памяти каждого из них приятные моменты.
А вот по поводу специальности и будущей профессии я определился не сразу. В выборе специальности решающую роль сыграл мой интерес к точным наукам и высоким технологиям.
3. На ваш сторонний взгляд, ПГУ образца вашего студенчества и ВУЗ сегодня. Есть перемены?
Конечно. Существенные перемены произошли как в плане материально-технического обеспечения, так и в организации учебного процесса. Со времени моего выпуска из ПГУ в 2005 г. переформированы и переименованы факультеты и кафедры, открыты новые специальности. Как указанное обстоятельство отразилось в целом на учебном процессе вуза, сказать не могу, так как не имею соответствующих сведений.
Открыт новый 9 корпус, в строительстве которого я, будучи студентом, принимал участие, произведены ремонт учебных корпусов, переоснащение аудиторий и организован пропускной режим.
Не случайно, когда встал вопрос о получении мною второго высшего образования, я выбрал именно ПГУ.
4. Помните, «от сессии до сессии».... Какие моменты студенческой жизни вспоминаете чаще всего?
Эпизоды из студенческой жизни вспоминаю достаточно часто. Причем как воспоминания, так и эмоции, полученные при получении первого высшего образования, отличаются от соответствующих воспоминаний и эмоций при получении второго.
Воспоминания о студенческой жизни при получении первого высшего более яркие и красочные, а при получении второго более скромные и степенные. Воспоминания о жизни в общежитии, сдаче первых зачетов и экзаменов, обучении на факультете военного обучения, участие в спортивных мероприятиях и эстафетах за честь любимого факультета, студенческие вечера, сдача государственных экзаменов, процесс разработки, согласования и защиты дипломного проекта, безусловно, навсегда остались в моей памяти.
Но с особой теплотой и благодарностью за подаренные теоретические и практические знания, навыки, эмоции и деятельное участие, я вспоминаю преподавателей и персонал кафедры ИИТ, часть из которых завершили профессиональную деятельность и находятся на заслуженном отдыхе.
Некоторые продолжили преподавательскую деятельность вне кафедры и вуза, а часть, к моему глубокому сожалению, ушли из жизни, но навсегда останутся в памяти многих поколений.
5. Касаемо современной молодежи. Какая она, на ваш взгляд?
С одной стороны думаю, что более грамотная, просвещённая, целеустремленная, уверенная в себе.
Это связано, прежде всего, с развитием информационных технологий, массовых коммуникаций, сетей связи, расширением информационного пространства, доступностью информации вообще и, в частности, в сети Интернет. С другой стороны – такая же веселая, интересная, дружная, позитивная и счастливая. Ведь недаром молодость – самое прекрасное время в жизни любого человека, которое, к сожалению, быстро проходит.
6. Нам, например, часто на занятиях говорили: «Думайте головой!» Тогда казалось, а чем еще можно думать!? Только сейчас, спустя годы, осознаешь всю глубину мысли. А вы, когда были студентом, прислушивались к советам преподавателей?
Конечно, в чем-то прислушивались, в чем-то нет, где-то пытались проявить упорство, настойчивость, амбиции, самовыражение, которые на момент прохождения обучения казались нам более рациональными. Однако, жизнь показывает, что зачастую это происходило в виду недостатка знаний, навыков и жизненного опыта.
7. Институт наставничества, как вам кажется, актуален в современной жизни?
На сегодняшний день наставничеству уделяется внимание во многих сферах образования, науки, производства, государственной службы. Считаю, что развитие данного института необходимо для совершенствования учебного процесса, разработки серьезных научных работ, освоению современных технологий, подготовки квалифицированных кадров, способствует повышению мотивации сотрудников и более быстрому прохождению стажировки и адаптации вчерашних студентов вузов непосредственно на рабочих местах.
Главное, чтобы наставничество на местах существовало в виде настоящей работы, а не носило формальный характер и не превращалось в фарс.
8. Какие пять главных правил вы вывели для себя, которые позволят
а) с легкостью влиться в коллектив и б) стать хорошим руководителем?
За время своей трудовой деятельности разработкой и систематикой каких-то конкретных правил по данному вопросу я никогда не занимался. Считаю, что всегда нужно действовать по ситуации. Внутри коллективов не всегда все спокойно и гладко.
Взаимоотношения в коллективе складываются в зависимости от входящих в его состав сотрудников, каждый из которых индивидуален. Думаю, что многое зависит от уровня и качества образования, должности, возраста, интересов, рода занятий и должностных обязанностей.
На мой взгляд, устраиваясь на работу, необходимо морально подготовить себя к возможным шероховатостям в отношении с будущими коллегами: стараться не рассказывать о конфликтных ситуациях в коллективе на прежнем месте работы, стараться не привлекать к себе много внимания, не вести себя вызывающе, не грубить, не задирать кого-то, не унижаться перед кем-то, но и не стоит замыкаться в себе, а вести себя более естественно.
Что касается руководителя то, на мой взгляд, оценку его деятельности могут проводить вышестоящее руководство или руководители организаций, с которыми он взаимодействует при решении тех или иных вопросов. Я считаю, что руководитель любой организации должен знать направления деятельности и проблемные вопросы, уметь оценивать обстановку, ставить конкретные задачи и видеть способы их решения, заботиться о коллективе, грамотно организовать его работу, обеспечить соответствующее распределение обязанностей, ориентироваться во взаимоотношениях в коллективе. «Хороший» или «плохой» руководитель зачастую это субъективное мнение конкретного человека, как сотрудника, так и далекого от той или иной организации, сформированное иногда и под воздействием мнения других.
9. На своем опыте можете утверждать, что грамотный выпускник вуза может стать хорошим специалистом в любой отрасли? Не важно, чему учился, жизнь научит. Это к вопросу о трудоустройстве строго по специальности…
Во многом, возможно, это верно.
Выбор непосредственной профессии зависит от тех или иных предпочтений вчерашнего студента, опыта, полученного в вузе по соответствующей специализации, его желании работать по полученной специальности, среднего уровня заработной платы по его специальности, каких-то личных мотивов. Однозначно могу сказать, что наличие базовых знаний и опыта, полученных в процессе освоения той или иной специальности при получении высшего профессионального образования, при трудоустройстве по специальности поможет более легко и эффективно начать трудовую деятельность. Знания, полученные в процессе обучения в вузе, являются определенным базисом независимо от выбора отрасли.
Уже в процессе работы сотрудник (его непосредственный руководитель, наставник) может уже сам определить перечень необходимых дисциплин и уровень знаний, которые возможно получить в рамках повышения квалификации или получения дополнительного образования.
10. По Вашему мнению, какие важные качества должны быть у потенциальных работников?
Что спрашиваете в первую очередь на собеседовании?
В списке качеств потенциальных работников могу отметить способность к обучению, самообразованию, ответственность, работоспособность, целеустремленность, пунктуальность, аккуратность.
Конечно это не полный список и, на мой взгляд, достаточно абстрактный. Что касается собеседований, то у кандидатов интересуюсь целью трудоустройства на государственную гражданскую службу, уровнем образования, какое образовательное учреждение окончил кандидат и по какой специальности, наличии/отсутствии дополнительного образования, прежнем месте работы (при наличии).
В силу некоторых особенностей государственной гражданской службы задаются вопросы, касающиеся государственной гражданской службы, основных нормативных актов, регламентирующих её прохождение и деятельность непосредственно нашей Службы и нашего Управления, направлениях деятельности нашей организации.
11. Как смотрите на принцип «где родился, там и пригодился». Имею в виду и внутрироссийскую трудовую миграцию, и, конечно, «утечку мозгов» за рубеж. Сами не хотели переехать в Москву, например?
Вопросы, связанные с миграцией вообще – это личное дело каждого гражданина и зависит от желаний, возможности, конкретных предложений и жизненных обстоятельств. Я вполне пониманию и принимаю внутреннюю трудовую миграцию, а вот уехать за границу, наверное, не смог бы.
Принцип «где родился, там и пригодился» в силу ряда причин не считаю актуальным. Российская Федерация – огромное федеративное государство, состоящее из 85 субъектов с различным уровнем жизни. На мой взгляд, стремление любого гражданина к лучшим условиям жизни и возможностью реализации своего потенциала объективно. Многие граждане переезжают в другой регион в связи с целом рядом субъективных и объективных причин: социально-экономических, политических, религиозных, личных, семейных и др.
Считаю, что реализация себя в другом регионе – достаточно сложный, трудоемкий процесс. И на это тоже есть ряд причин. Например, отсутствие элементарной моральной поддержки со стороны родственников.
Не всегда переезд в другой регион связан с невозможностью реализации в родном.
Трудовая миграция связана с большим количеством причин, но, на мой взгляд, основной причиной является уровень заработной платы. Как Вы отметили, трудовая миграция делится на 2 вида: внутренняя трудовая миграция и международная.
Переезд в другой регион, несомненно, является важным шагом для любого человека. Как правило, в родном регионе у нас остаются родственники, родные, друзья, знакомые. Не всегда существует возможность, именно возможность, навестить, встретиться, обнять.
С другой стороны, с целью улучшения материального благосостояния своей семьи, в рамках профессионального и карьерного роста - лично для себя и своей семьи - я подобную ситуацию рассматриваю.
12. Какой совет вы могли бы дать студентам и выпускникам о том, как найти свое место в жизни?
Очень сложный философский вопрос о месте в жизни. Думаю, что у каждого в жизни уже есть своё место.
Мы родились, выросли и живем сейчас. Пришла на ум известная фраза, авторство которой приписывают и востоку, и известным философам и публицистам: «Оглядываясь в прошлое – сними шляпу; заглядывая
в будущее – засучи рукава». Дальнейшее развитие любого человека субъективно, но зависит от ряда объективных факторов (жизненных ценностей и приоритетов). Необходимо, наверное, расставить жизненные ценности и определить приоритеты. А затем, следуя им, решать поставленные задачи и достигать поставленные цели, но всегда уважать и помнить о наших дорогих родных и близких.
Дата обновления: 14.06.2020 12:31